Главная страница | Вкратце о многом | Самое начало | Работа | Новости от Carinyo | Высказывания | Истории | Всякое разное | Интервью, часть1 | Интервью, часть2 | Просто статьи | Статьи о фильме "Свои" | Статьи о фильме "9 рота" | Статьи о фильме "В движении" | Фотки, часть1 | Фотки, часть2
СТАТЬИ О ФИЛЬМЕ "СВОИ"
1. Русские
вопросы (репортаж со съемок фильма "Свои")
2. Месхиев назвал Михалкову своей(Еще один репортаж со съемок фильма "Свои")
Под Псковом, в деревне Раково, кинорежиссер Дмитрий МЕСХИЕВ снял фильм «Свои» по сценарию Валентина Черных. Съемки проходили до середины октября 2003 года. На съемочной площадке побывал корреспондент газеты "Известия".
«Очень приятно, Богдан Сильвестрович Сталлоне-младший», — представляется Богдан Ступка, народный артист и бывший министр культуры Украины, играющий в картине одну из главных ролей. Он стоит посреди деревни в ватнике и рваных штанах и послушно ждет команды режиссера. Его персонаж — Старик, который при немцах (действие картины происходит в августе 1941 года) стал работать старостой в родной деревне Блины. Он пострадал от советской власти — был сослан в Сибирь, откуда бежал с поддельными документами. С этими бумажками, для которых печатями послужили вырезанные из картошки буковки, он живет последние десять лет. Его не выдают — в деревне Блины почти все родственники, почти все носят фамилию Блиновы. И он никого не выдает. Его должность старосты носит, скорее, номинальный характер.
А вот Полицеймейстер, герой Федора Бондарчука, верит в новую власть. Так что когда до деревни докатывается весть о том, что из немецкого плена бежали трое красноармейцев, он с энтузиазмом начинает поиски. Он знает, что сын Старика, Снайпер (дебютант Михаил Евланов), ушел на фронт, и догадывается, что именно он и есть один из бежавших. Так что главное для него — заставить Старика выдать сына. Драматизм ситуации добавляет и тот факт, что и Полицеймейстер, и бежавший Снайпер любят одну и ту же девушку — Катерину (Анна Михалкова). Но Старик ненавидит Полицеймейстера больше, чем советскую власть, и на их противостоянии строятся многие сцены будущего фильма.
Между тем беглые пленные — Чекист (Сергей Гармаш) и Политрук (Константин Хабенский) отсиживаются в сарае, вздрагивают от каждого шороха и гадают, выдаст их Старик, чтобы спасти своего сына, или нет. В сценарии есть такой диалог между Чекистом и Политруком: «Старик сегодня ночью нас убьет». — «Зачем?» — «Мешаем мы ему. Ему надо сына сохранить. Одного он прокормит, в подвале может и несколько месяцев продержать, а когда все утрясется, выправит ему документы. Одного ему даже немцы простят, а троих никогда...»
Первый вариант сценария, написанного Валентином Черных, назывался «Русские вопросы». Но сам сценарий претерпел очень серьезные изменения. «Название мне не нравилось с самого начала, — говорит Дмитрий Месхиев, — и я сразу всем об этом сказал. Дело в том, что я не решаю никаких вопросов. Я, скорее, пытаюсь задавать их... В деревне Блины, где происходит действие нашего фильма, нет немцев. Здесь есть люди, разделенные войной и самой жизнью. Но они все для меня — свои. В этом как раз и есть главный конфликт картины...»
Надо заметить, что в расположенной в сорока километрах от Пскова деревне Раково, в которой проходят съемки, всего пять домов. Но съемочная группа, объехав всю Псковскую область, купила в заброшенных деревнях сараи, баню. Дома разобрали, перевезли в Раково и собрали заново. И Раково превратилась в Блины — красивую деревеньку начала 1940-х с хорошими крепкими срубами и домашней живностью.
«Для съемок эту землю мы выкупили на год, — рассказывает художник постановщик Александр Стройло, высокий дядька с окладистой бородой и прозвищем Батюшка, в фильме еще и исполняющий роль одного из полицаев, — но вроде бы у продюсеров есть идея вообще выкупить эту землю, а декорации пока заморозить — для будущих съемок. Вы же видите, сколько мы тут настроили. А сколько еще богатств собрали, которые для этих съемок не нужны... И утварь деревенскую, и ткацкий станок, и брички, и печки, и так далее. Даже животных покупали...» «А куда, — спрашиваю, — животных после съемок денете?» «Ну, не знаю, — отвечает Батюшка, — может, Месхиев к себе на фазенду заберет. У него ведь тут, в Псковской области, дом есть».
Месхиев действительно любит эти места. Здесь он снимал и «Американку», и «Женскую собственность», и «Механическую сюиту». «Почему, Дима, вас сюда тянет словно магнитом?» — спрашиваю у режиссера. «А черт его знает, — отвечает Месхиев, — нравится мне здесь. Красиво — вы посмотрите, какие здесь места! К тому же действие сценария, написанного Черных, происходит именно на землях Псковской области. Где же еще снимать?»
Когда я оказался на съемочной площадке, снимали эпизод разговора Полицеймейстера и Старика. Вот как этот эпизод выглядит в сценарии: «Из дома вывели молодую женщину и старуху. «С этого двора никто не служит», — сказал Старик. «Служит, — возразил Полицеймейстер и показал на фамилию в списке. — В райвоенкомате остались все списки мобилизованных. В твоей деревне из трех семей призваны в Красную армию. Две семьи я нынче взял». «Теперь только я остался», — сказал Старик. «Ты ведь староста, — ответил Полицеймейстер. — Не мною назначен. Объясню в комендатуре, что ты тоже на подозрении, и тебя возьму...»
Бондарчуку никак не даются два слова, которые он обязательно должен произнести — «комендатура» (почему-то все время выходит «контора») и «мобилизованные». Один дубль следует за другим. То Месхиев недоволен, то оператор Сергей Мачильский. Наконец, у Бондарчука заканчивается терпение. «Всю жизнь меня окружают бездарности! — кричит он, вскакивая с места. — Я не могу так работать. В контракте написано, что на площадке должен постоянно находиться мой агент...» «Будет тебе агент, и не один! — заводится в ответ Месхиев. — Ох уж мне эти блатные детки! Вырежу твою рожу компьютером к чертовой матери, на другую заменю, отправляйся к себе в Москву...» Конфликт разгорается. И вот уже режиссер и актер стоят друг напротив друга и орут.
За этим наблюдает Ступка, который остается над схваткой. Он занят освоением псковского говора — «теперя», «будя» и так далее. Надо заметить, получается у него отлично. Рядом на раскладном стуле сидит закутанная в плед Анна Михалкова — ей холодно, так что в конфликте она участия не принимает. А вокруг собираются члены съемочной группы, и только по их хитрым лицам можно понять, что весь этот ор — игра, которая продолжается уже не первый день. Рассказывают, что такие крики сопровождают едва ли не каждый съемочный день, но чаще всего до своей кульминации конфликт не доходит — Месхиев с Бондарчуком раньше начинают хохотать.
Но сегодня скандал добирается до своего логического завершения — из соседнего дома выходит Антонина, одна из немногих жителей деревни Раково. Она тоже участвует в съемках, а к тому же кормит всю съемочную группу потрясающими домашними булочками с маком.
Антонина буквально влетает на площадку и нападает на Бондарчука: «Это кто это к нам приехал такой?! Это что это ты тут орешь?! Меня люди спрашивают, что за шум каждый день! Думали: приехали интеллигентные люди кино снимать, а тут крики и ругань. Это что такое?!» Бондарчук сразу же теряется, меняется в лице и начинает отступать, смущаясь, словно проштрафившийся школьник. А за спиной Антонины радостно потирает руки Месхиев. «Конфликт» улажен — Антонина идет готовить булочки, Месхиев садится за монитор, а Бондарчук несколько раз повторяет слово «комендатура». Десять минут — и дубль снят.
Съемочная группа начинает готовиться к следующему эпизоду, а Месхиев набивает одну из своих трубок и усаживается играть в нарды с оператором Мачильским, потому что без партий в нарды не обходятся ни одни съемки режиссера, которого на площадке зовут Дим Димыч. «Посрамленный» Бондарчук молча наблюдает за напряженной игрой.
Месхиев — самый плодовитый отечественный режиссер. Порой кажется, что он никогда не отдыхает. Как он умудряется работать в таком бешеном темпе — неизвестно. Хотя секрет, наверное, прост — каким бы серьезным ни был фильм, работа над ним идет легко и с удовольствием. Уже много лет с Месхиевым работает постоянная съемочная группа, люди понимают друг друга с полуслова.
Когда под вечер я уезжал из Ракова, баба Антонина угостила меня плюшками. За мной по пятам ходил местный пес Байкал, шевеля ушами и преданно глядя в глаза. Съемочная группа его обожает, подкармливает, так что он чувствует себя на площадке своим и, хоть в картине не занят, очень любит заглядывать в камеру. Рядом на заборе сидел котенок Маркиз, который устраивает такие шоу, что съемки останавливаются — вся группа хохочет и хватается за фотоаппараты. А над полями разносятся слова Besame mucho — Федор Бондарчук, ожидая команды режиссера, басом поет в мегафон, смешно растягивая слова...
МЕСХИЕВ НАЗВАЛ МИХАЛКОВУ СВОЕЙ
Псковская область. Леса, леса, леса. Природа затаилась в ожидании первого снега. Зябко. Ветрено. В деревне Раково режиссер Дмитрий Месхиев снимает "Своих" — фильм про войну по сценарию знаменитого создателя "Любить по-русски" и "Москва слезам не верит" Валентина Черных. Дим Димыч (так его называют в группе) похож на охотника: жилет со множеством карманов, камуфляжная куртка, высокие ботинки. Так же в стиле "милитари" одеты оператор Сергей Мачильский и звукорежиссер Константин Зарин — давние друзья и соратники. Люди в униформе создают впечатление одной команды. И это правда: многие члены съемочной группы работают с Мссхиевым чуть ли не по десять лет. "Дневник камикадзе", "Механическая сюита", "Женская собственность", "Американка" — вот плоды их творчества.