Главная страница | Вкратце о многом | Самое начало | Работа | Новости от Carinyo | Высказывания | Истории | Всякое разное | Интервью, часть1 | Интервью, часть2 | Просто статьи | Статьи о фильме "Свои" | Статьи о фильме "9 рота" | Статьи о фильме "В движении" | Фотки, часть1 | Фотки, часть2
СТАТЬИ О ФИЛЬМЕ "9 РОТА"
1. От "Девятой роты" к
"Креслу"
2. Федор Бондарчук:«Героев Афганистана
чувствую нутром» (интервью Марии Дубовой)
3. Бондарчук пристрастился к кальяну
4. Бондарчук просит огня
5. Российские ветераны
афганской кампании 1979-1989 годов ждут премьеры фильма «Девятая рота»
6. ФЕДОР
БОНДАРЧУК отправился в Афган.
7. "9-я рота". Федор Бондарчук снимает в горах Крыма первый фильм про Афган
8. Федор Бондарчук поблагодарил украинских моряков за участие в съемках своего фильма «Девятая рота»
9. Удержать высоту (new!)
ОТ "ДЕВЯТОЙ РОТЫ" К "КРЕСЛУ"
В первых же рейтингах среди развлекательных программ во многом благодаря своему ведущему эта азартная игровая передача заняла лидирующие позиции. Ведь Федор Бондарчук известен широкой публике не только как актер («Бесы», «Кризис среднего возраста», «Восемь с половиной долларов», «Даун Хаус», сериал «Мужская работа», «В движении», «Кино про кино» – его участие в последнем фильме было названо лучшей мужской эпизодической ролью актерской премии «Созвездие»). Но и как режиссер, снявший фильм-бенефис «Люблю» с Людмилой Гурченко в главной роли. Кроме того, он первым занялся тем, о чем маститые киномэтры имели весьма отдаленное представление, – производством видеоклипов. Став в результате лауреатом многих международных конкурсов в этой сфере.
Мы встретились с Федором Бондарчуком на киностудии «Мосфильм», в его рабочем кабинете. Именно в этом кабинете когда-то работал его отец, знаменитый актер и оскароносный кинорежиссер Сергей Бондарчук. И на стене у входа висит посвященная этому факту мемориальная доска. Теперь здесь же располагается студия Art Pictures Group по производству кинофильмов, музыкальных видеоклипов и рекламных роликов, соучредителем которой является Федор Сергеевич.
– Интересно, вы получили этот офис по наследству или за право занимать его пришлось побороться?
– «Арт Пикчерс» арендует у «Мосфильма» несколько помещений, в том числе и бывший кабинет моего отца. Студия отнеслась ко мне достаточно лояльно и позволила нам здесь работать, причем еще при жизни Сергея Бондарчука.
– Насколько вы были близки с отцом? Чувствовали ли вы его участие в вашем воспитании, в становлении? В свое время ваша мама, Ирина Скобцева, посетовала в беседе со мной, что Сергей Федорович был настолько поглощен своим творчеством, что вами и вашей сестрой, Аленой, почти не занимался...
– Сказать, что отец мало уделял нам внимания, – значит ничего не сказать. Но при этом он оказал на нас громаднейшее влияние. Может быть, он не сюсюкал с нами и не возил в коляске, не кормил мороженым, прогуливаясь по Тверской. Но он сделал главное – сумел вложить в нас и развить глобальные вещи: основные человеческие и религиозные постулаты, жизненные позиции и жизненную мораль – как раз то, что по большому счету каждый отец и должен дать своим детям.
А редкие минуты общения с отцом не забудутся никогда. Например, у Босха есть несколько полотен на религиозные темы. У нас дома были репродукции его работ «Ад» и «Рай» – очень композиционные и сложно драматургически выстроенные. Отец вырезал из картона рамку, как кадр на кинопленке. И предлагал мне с ее помощью на одной из этих картин выстраивать некое подобие своего фильма: с чего бы я начал, как развивал сюжет, каким сделал бы финал. Учил находить наиболее интересные кадры... На этих полотнах было огромное количество интересных эпизодов, историй внутри одного общего полотна, персонажей, деталей, любопытных лиц, каких-то фантасмагорических животных, состояний окружающего мира... И мне было безумно интересно играть с отцом в эту сказку. Уже участь во ВГИКе я понял, насколько легко в этой игре со мной отец преподал мне азы режиссерской профессии.
Последние лет двадцать жизни отец серьезно увлекался живописью. И везде таскал меня с собой на выставки. Одно время я думал о том, чтобы стать профессиональным художником. Хотя то, что я обучался живописи, помогает мне и в нынешней профессии.
– Вас не обижало, что Сергей Бондарчук никогда и ничего не делал для вас по блату: не помогал поступать в институт, «не отмазал» от армии?
– В то время с фамилией Бондарчук не поступить во ВГИК было просто невозможно. И, естественно, я поступил на курс к Игорю Таланкину.
Что же касается армии, я сам хотел там послужить, считал ее совершенно необходимой для каждого настоящего мужчины. Но во время службы отец выписал меня на пять дней на досъемки в «Борисе Годунове». А потом (видимо, все-таки по его ходатайству) меня перевели служить в кавалерийский полк в Алабино, в тот самый, который снимался у отца в «Войне и мир». Но служил я по всем правилам армейской жизни, без каких-либо поблажек.
Когда же в 1987 году я вернулся в институт после армии, на курс уже к Юрию Озерову – совсем недавно прошел небезызвестный Пятый съезд кинематографистов СССР, на котором отца попытались уничтожить, – это был совершенно другой ВГИК. И некоторое время я ощущал на себе неудовольствие некоторых лиц (не буду называть их имена) в связи со своим возвращением. Но я считаю, что достаточно быстро сумел доказать свои вполне обоснованные претензии на то, чтобы там учиться. Вместе со мной на курсе оказалось немало звездных имен. И никому из нас эти имена не мешали. А в экспериментальной творческой мастерской Сергея Соловьева мы осуществляли свои первые режиссерские опыты (актерское мастерство у Сергея Александровича на курсе преподавал Анатолий Васильев). И как актер, и как режиссер, я очень благодарен своим педагогам. А до косых взглядов по большому счету мне не было никакого дела, потому что время всегда расставляет всех по своим местам.
Так получилось, что судьба выбросила меня в самостоятельную жизнь достаточно жестко, на некоторое время лишив общения с семьей. Тем не менее я благодарен ей и за такой поворот. Именно в этот период жизни я вместе со своим другом Степаном Михалковым создал студию «Арт Пикчерс».
В последние годы жизни отца я общался с ним достаточно плотно. Именно как с другом и советчиком. За этот небольшой промежуток времени он очень помог в профессиональном становлении меня как творческой личности. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас. Я его боготворил и буду боготворить всегда. И очень часто задаюсь вопросом: почему отец ушел так рано? Но сам же себе и отвечаю, что в этом тоже было его воспитательное кредо – оставить меня выплывать в жизненном океане самостоятельно.
– В свое время вы собирались сделать ремейк фильма «Судьба человека», в котором главную роль сыграл ваш отец. И что же, эту мечту оставили?
– Увы, обстоятельства жизни внесли в проект серьезные коррективы. Сейчас все мои помыслы направлены на осуществление проекта «Девятая рота», который вырос из названного вами фильма. Но каждый раз, заговаривая о нем, готов и плюнуть через левое плечо, и перекреститься одновременно. Мы столько раз уже были на стартовой черте, даже были определены сроки выезда на натуру... Но проблемы с формированием бюджета всякий раз заставляли нас отложить тот вожделенный момент, когда наконец поднимется хлопушка и режиссер произнесет долгожданное слово: «Мотор!» На сегодняшний день у нас уже есть и государственное финансирование, и партнерское продюсирование проекта с помощью студии «Слово», вместе с которой мы сделали картины прошлого года, такие как «В движении», «Дневник камикадзе» и «Гололед».Одна из главных проблем в том, что примерно на 95 процентов картина должна сниматься в экспедиции. Половина – в Таджикистане, в тех горных районах, где не всегда безопасно. Поэтому есть некоторые проблемы с подбором группы, которая отважится туда поехать. Главные же сложности связаны со страховкой кинотехники, которая должна участвовать в работе. Хотя российские военные, размещенные в тех краях, готовы помогать нам по полной программе.
– А почему именно такие рискованные места вы выбрали для натуры?
– Они максимально близки к реальным, а некоторые впрямую связаны с выводом наших войск из Афганистана. Поэтому снимать там для нас было бы просто идеально. Но в качестве равноценной замены, возможно, будут какие-то натурные съемки и в России, где-нибудь на Домбае.
– В последнее время вы стали еще и телезвездой, войдя в образ ведущего программы «Кресло», которая по многим рейтингам держит лидирующие позиции. Но кроме вашего успешного дебюта на телеэкране я бы отметила еще и тот факт, что вы не только подтянулись физически, но даже и помолодели, хотя со времени нашей последней встречи прошло уже года два. Вы занялись каким-нибудь новомодным видом спорта или диетой?
– Увы, ни на что не хватает времени!.. Возможно, как раз именно этот безумный трудовой график, в котором я живу в последнюю пару лет, и стал тому причиной. Да я и по себе чувствую, что нахожусь в тонусе... Хотя до этого пытался достичь такого результата, упорно занимаясь в тренажерном зале.
А совсем недавно с досадой поймал себя на мысли, что оказался в той самой ситуации, которая больше всего казалась мне банальной в разных «слюнявых» фильмах, когда сын говорит о том, что папа не уделяет ему внимания... Лично я никогда не думал, что мой сын когда-нибудь скажет и мне подобную фразу. А тут недавно провожаю воскресным вечером Сережу спать и замечаю, что сын расстроен. И слышу в ответ, что обещал ему то-то и то-то, а самого не было дома ни в субботу, ни в воскресенье... Ну как тут не поверить, что это произошло и со мной?!
– История повторяется!.. А ведь у вас двое детей: кроме старшего, Сергея, есть еще и младшая дочка, Варвара...
– Однако в первые несколько лет я уделял Сереже очень много внимания, именно помня о своем детстве и о том, как мне не хватало общения с отцом. И мне бы очень хотелось не останавливаться на двоих детях: желание иметь еще (причем все больше и больше) у меня с годами только усиливается. Хотя кроме собственных двоих у меня есть еще несколько крестников, с которыми я тоже с удовольствием общаюсь и которые всегда со мной.
– Но ведь вы так много работаете! Кто же будет детей растить?
– Мой отец тоже много трудился. И дети при этом выросли. И дело для себя нашли... Кстати, как раз ради будущего своих детей мужчина и вкалывает и зарабатывает. Может, как раз они и вырывают меня из бесконечного круга трудовых забот...
– Невозможно работать сутками напролет: так и ведь недолго и надорваться. Надо как-то восстанавливаться...
– Да просто отсыпаюсь по субботам. Могу проспать аж до полудня... Спасает еще и то, что мы живем за городом. Когда позволяет погода, беру детей, собаку и отправляюсь в лес. Зима в этом году выдалась снежная, и лес превратился в настоящую сказку...
Наше интервью неоднократно прерывалось телефонными звонками по неотложным делам. Когда же оно подходило к концу, раздался еще один – это был партнер Федора по ресторанному бизнесу, Аркадий Новиков. Их совместный ресторан «Ваниль» считается одним из самых модных ресторанов столицы. Судя по ответам Федора, собеседник предлагал ему деловую встречу вечером в каком-то другом ресторане. Однако мой визави отвечал, что в своих стенах как-то спокойнее...
– Похоже, популярность телепередачи «Кресло» добавила вам немало проблем. Поклонники атакуют?
– В этом обратная сторона любой популярности. Говорить, что мне это не
нравится, – значит лукавить. Актер ведь ради признания публики и занимается
своей профессией. С другой стороны, узнаваемость помогает решать многие
проблемы. С человеческой же точки зрения... Очень точно подметила мое состояние
в такие минуты моя жена, сказав, что со стороны очень заметно, как я стесняюсь
этого повышенного внимания к своей персоне... На самом деле это приятно, и в то
же время мне ужасно неловко, настолько, что хочется провалиться сквозь землю,
когда вокруг образуется толпа народа. В любом случае я считаю эту популярность
большим авансом. Мне еще очень многое предстоит сделать.
2. Федор Бондарчук:«Героев Афганистана чувствую нутром»
Наконец-то в Крыму Федор Бондарчук завершает съемку картины, о которой мечтал больше шести лет. Сценарий будущего фильма «Девятая рота» основан на реальных событиях 80-х годов и рассказывает о легендарной роте советских солдат, которые в бою с «черными арабами» – наемниками никому тогда не известного Усамы бен Ладена – удержали высоту, не отступив ни на шаг. В коротком перерыве между съемками Федор Бондарчук рассказал о своем фильме «Новым Известиям».3. Бондарчук пристрастился к кальяну
В крымской Алуште идут съемки дебютного фильма Федора Бондарчука «9-я рота». Корреспондент «Смены» побывала на съемочной площадке.4. БОНДАРЧУК ПРОСИТ ОГНЯ
5. Российские ветераны афганской кампании 1979-1989 годов
ждут премьеры фильма «Девятая рота» «Это фильм про людей, которые внутри себя выиграли войну независимо от
политических ее оценок, - говорит режиссер. – В наши дни изменился смысл
словосочетания «ветеран афганской войны». Они уже не стесняются своих наград, и
мы ими гордимся». Романтизировав в 1990-е годы достаточно много антигероев, российское
киноискусство наконец стало искать персонажей, которые бы служили для публики
нравственными ориентирами и ненавязчиво преподносили ей патриотические идеи.
Таковы герои «Девятой роты». Мужество и отчаянную смелость открывают в своей
душе 18-летние мальчишки, оказавшиеся на войне через год после окончания школы.
«Судьба современника на войне – тема, которая по-настоящему трогает, будоражит
меня, - говорит Федор Бондарчук. – Я уходил в армию в 1985-м году и только по случайности не попал в
Афганистан. С ребятами, служившими там, я дружил, взрослел вместе с ними. После
войны их обвинили во всех тяжких, а потом и забыли вообще, что они там воевали».
После того, как в 1989 году Съезд народных депутатов СССР официально осудил ввод
советских войск в Афганистан, государство, испытывая стыд и вину перед
брошенными в пекло парнями и обеспечив им кое-какие льготы, старалось лишний раз
не вспоминать об этой войне. Общество тоже нечасто говорило о ветеранах
афганской кампании. «Я чувствую этих ребят своим нутром, своей кровью», - замечает Федор
Бондарчук. Бойцы той самой исторической девятой роты, оставшиеся в живых, и
консультировали режиссера. Сюжет «подпитан» и «афганским фольклором» -
солдатских песен и рассказов существует великое множество (специальные сайты
есть и в Интернете). «На бюджет, что был собран для «Девятой роты», можно спродюсировать пару
картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому», -
комментирует Федор Бондарчук. Замысел «Девятой роты» он вынашивал 6 лет.
Пристрастие к батальным блокбастерам у Федора Бондарчука – генетическое,
семейное. Его отец, режиссер и актер Сергей Бондарчук, экранизировав в 1965-1967
годах роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир», принес России «Оскара». По сути,
грандиозное кинополотно Бондарчука-старшего стало первым бесспорным советским
блокбастером и точкой отсчета для батального кинематографа, а о самом режиссере
по-прежнему вспоминают как об одной из ярчайших личностей в киноискусстве.
Сравнения с отцом Федор Бондарчук не боится. Какую роль сыграет «Девятая
рота» в истории кинематографа, предположить пока сложно. Бесспорно одно: лента
напомнит обществу о его «болевой точке» - афганских героях.
6. ФЕДОР БОНДАРЧУК отправился в Афган В картине играют «коллеги» Усамы бен Ладена «Глядя на «афганцев», мне плакать хочется» За один дубль - ведро черешни «Сравнения с отцом не боюсь» 7. "9-я рота". Федор Бондарчук снимает в горах Крыма первый фильм про Афган Кровь с чесноком
В горах всегда идет война. Теперь она добралась до Крыма. Но
только на этой войне кровь имеет мятный привкус, заряды, хотя и громко ухают, никого не убивают, а солдаты умирают не с первого дубля. В Крыму, в горах, под местечком со зловещим названием Оползневое, сын прославленного баталиста Федор Бондарчук снимает свой первый фильм "9-я рота" - про войну в Афганистане. И сам играет одну из главных ролей. А себе в компанию набрал целый взвод друзей и просто талантливых актеров - Артема Михалкова, Михаила Ефремова, Александра Лыкова, Алексея Чадова, Артура Смольянинова и многих
других. 8. ФЕДОР БОНДАРЧУК поблагодарил украинских моряков за участие в
съемках своего
УДЕРЖАТЬ ВЫСОТУ
На "Мосфильме" продолжается монтажно-тонировочный период крупномасштабной героической драмы режиссера Федора Бондарчука "9-я рота", рассказывающая на примере судеб семи молодых ребят, обычных призывников о драматических
событиях афганской войны.
Подготовительный период фильма под рабочим названием "Судьба человека-2" длился шесть лет и первоначально
планировался как римейк известной киноленты отца режиссера - Сергея Бондарчука "Судьба человека", снятой еще в 1959
году. Война в Афганистане длилась 10 лет, эти события для нашей страны стали такой же печальной страницей истории как
война во Вьетнаме для Америки. Все эти долгие годы в Афганистан отправляли воевать простых ребят восемнадцати и
девятнадцати лет, многих из которых Федор Бондарчук хорошо знал, со многими дружил, поэтому рассказ об этих людях для
режиссера был далеко не абстрактным. В фильме даже не изменены имена ребят, воевавших в знаменитой 9 роте.
…Все началось еще в конце 1987 года, в афганской провинции Хост. В самый канун Нового года во время проведения
крупномасштабной операции "Магистраль" бойцы роты впервые столкнулись с "черными аистами" Усамы бен Ладена. Они не
знали тогда, что через два года исчезнет держава, за которую они воевали, и еще много лет будут идти споры - нужна была
эта война или нет. Они просто выполнили приказ, удержали стратегическую высоту, не отступили ни на шаг, не подставили
своих - и почти все погибли. А те, кто выжил - уходили из Афгана победителями. Они выиграли свою войну...
Режиссер неоднократно отмечал, что его интересовала не сама война, а то, что солдаты-мальчишки оказались в
пограничной ситуации, в которой возникают вечные темы предательства и храбрости, мужской дружбы. Сам Федор
Бондарчук надеется, что в картине удалось передать главное - психологическое состояние того времени.
В съемках фильма приняли участие как российские, так и зарубежные актеры - украинцы, немцы, финны: Алексей Чадов,
Артур Смольянинов, Константин Крюков, Иван Кокорин, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Михаил
Евланов, Иван Николаев, Сослан Фидаров, Дмитрий Мухамадеев, Амаду Мамадаков, Карен Мартиросян, Александр Шейн, Олесь Кацион, Марат Гудиев, Александр Лыков, Александр Баширов, Алексей Серебряков, Ирина Рахманова, Михаил Ефремов, Алексей Кравченко, Станислав Говорухин, Андрей Краско А ребята из героической девятой роты стали главными консультантами фильма. Двое из них даже прожили весь съемочный период с киногруппой в Крыму, где прошлым летом проходили съемки картины, ежедневно подсказывая огромное
количество колоритных мелочей из военно-полевой жизни.
Корр. “МК” первому из журналистов
удалось пробраться на засекреченное место сборов афганских новобранцев — на
первый съемочный день, вернее, ночь, поскольку съемки начались затемно.
Алексей Чадов не в первый раз играет
солдата. И даже не второй. За два года кинокарьеры, блистательно начавшейся с
фильма Алексея Балабанова “Война”, он успел “побывать” на чеченской и Великой
Отечественной войнах. После Афгана неохваченными останутся, пожалуй, только 1812
год и Куликовская битва...
— Леша, чем твой
герой отличается от того, которого ты сыграл у Балабанова в
“Войне”?
— Главным образом — своей
природой, мировоззрением. Он совсем слабый парень, у него даже имя такое —
Воробей. Знаешь, про таких, как он, говорят: “Чувствительный
мальчик”.
— А у тебя есть знакомые,
прошедшие Афган?
— У меня друг “афганец”, и
я с ним много консультируюсь. Правда, то, что он говорит, несколько противоречит
сценарию. Взять хотя бы добровольцев: они были, конечно, но потом их уже никто
не спрашивал — хотят они домой или нет...
—
А в фильме — спрашивают?
— Да, нас могут в
любой момент спросить: “Ребята, вы передумали? Пожалуйста, уходите”. Друг
говорит, что в Афгане он с таким просто не
сталкивался.
— Ты уже примерял свой военный
костюм?
— Давно, еще на пробах — полтора
года назад.
Когда закончилась “осада” очередного
дубля, Федор Бондарчук дал “МК” небольшое
интервью.
— Вы такой колоритный персонаж —
почему вы сами не снимаетесь в своей
картине?
— Решение далось мне с трудом, у
меня была огромная внутренняя борьба. Конечно, в сценарии есть роль для меня —
прапорщик Дегало.
— Персонаж, конечно,
отрицательный?
— Нет. Хотя у него внешние
характеристики злого человека, его называют всякими нехорошими словами.
— Почему же все-таки Дегало играет Михаил
Пореченков?
— Пореченков показал его
по-своему и страшно убедительно. И потом, картина сложнопостановочная, с
огромным количеством деталей, технических задач, и за всем мне надо
следить.
— Вы сами, конечно же, не
служили?
— Я сам, конечно же, служил. И шел
я служить в Красноярск, который мы здесь сейчас и снимаем: оттуда дождливым
утром наши герои уходят на фронт.
— Вы до
какого чина дослужились?
— Закончил службу
в звании рядового кавалериста-сигнальщика.
—
Насколько правдоподобна история, рассказанная в
сценарии?
— 9-я рота 345-го
Воздушно-десантного полка действительно существовала, ею командовал Герой России
Валерий Востротин, сейчас — замглавы МЧС. Это полк, у которого больше всего
Героев Советского Союза после афганской войны, и у этой роты, кстати, тоже. 9-я
рота — штрафная, там служили “залетчики”. И сценариста Юрия Короткова
консультировали парни, которые действительно в ней
служили.
— Сколько вообще консультантов на
картине?
— Много. У Короткова было три, у
нас на площадке есть боец 9-й роты, и к тому же мы снимаем в боевых украинских
войсках, где многие люди хорошо помнят
Афган.
— Съемки будут и на
Украине?
— Да. К сожалению, не получилось с
Азией: камеры туда не страхуют. Сначала хотели снимать на заставе “Московская” —
рядом с Таджикистаном, там стоит 201-я мотострелковая дивизия, — но оказалось
сложно и опасно. Будь я один, я б поехал, но у меня ведь еще
группа.
— А почему для начала съемок выбрано
такое безлюдное место? Боитесь зевак?
—
Во-первых, мы боимся новых московских построек с “алыми парусами”, стеклом и
бетоном. Во-вторых, место очень живописное: посмотрите, какая замечательная
красная стена! Сзади нас тюрьма, а здесь — реальный контрольно-сборочный пункт.
Колючая проволока, плац, железная дорога — идеальное место для того, чтобы
развернуть здесь съемки сибирской, жесткой истории. Мы еще усиливаем все это
дождем и хотим отрезать этот сибирский эпизод от того, что ждет зрителя дальше:
медовое, жаркое, охристое пространство ферганской учебки и Афганистана.
Корреспондент «КП» побывала в Крыму, где режиссер снимает сейчас свой
первый художественный фильм «9-я рота»
В чертовом «уазике» хорошо только коктейли
взбалтывать, нас же бросает из угла в угол. А ведь надо удержать не только себя,
но и оторванное сиденье, чтобы не оказаться на полу вместе с ним в некрасивой
позе - все-таки в машине есть мужчины...
Вершина в
желтом тумане от дымовой шашки. Как только муть рассеивается, раздается крик:
- Девушка, е-мое, выйдите из кадра!
Мама, это же кричит сам Бондарчук! Загорелый, в футболке с многообещающей
надписью «Sexual Intellectual». Он не только режиссер фильма, но еще и играет в
нем сержанта Хохла. Оба бицепса, как у крутого, в наколках. На одном - надпись
«Варя» (так дочь зовут), на втором - загадочный восточный орнамент.
- Поосторожнее надо. У нас тут техника - «Уралы», БТРы. Под
раздачу недолго попасть.
Фильм «9-я рота» - про
афганскую войну, а главные герои - пацаны, которых быстро муштруют в «учебке» и
посылают в Афган. На съемочной площадке - как на войне. Лязгают гусеницы.
Солдаты бродят с вещмешками.
Кстати, армия здесь
снимается самая настоящая - из «учебки» в Перевальном (там же когда-то снималась
«Ошибка резидента») пригнали роту солдат 84-го батальона береговой обороны. Как
утверждают некоторые источники, именно в той «учебке» проходил военную
подготовку сам Усама бен Ладен.
Этот проект Федор
вынашивал пять лет. Сначала думал сделать ремейк отцовской картины «Судьба
человека», перевести сюжет на чеченскую тему. По действию все ложилось - шесть
лет в плену, скитания с одних гор на другие, попадание из Чечни в Дагестан.
- Мешало одно «но», - говорит Бондарчук. - В
Отечественной войне был ярко выраженный враг. А в чеченской? Там врагов нет. Там
- террористы.
- Так это
же про мое поколение! Я уходил в армию в 85-м году и только по случайности «не
упылил» туда. Попал в Красноярск, потом дослуживал в кавалерийском полку в
Алабине... Знаешь, в Афган отправляли 18-летних пацанов, а после обвинили их во
всех тяжких, дескать, они - отмороженные идиоты. А потом и забыли вообще, что
они там воевали. Мне от этого плакать хочется.
- Ты
сентиментален? - Когда играют гимн, я встаю. И дети мои встают. Если это
разрушится, значит, ничего не будет!
- В основу
сюжета легли реальные события?
- История, которую
мы снимаем, на 50 процентов рассказана бойцами 9-й роты. Она про то, как эту
роту забыли, когда выходили из Афгана, и как наши ребята зарубились с «черными
аистами». У наемников не было шансов отступить и у наших тоже. И все покромсали
друг друга.
Понятно, что у Федора в таком фильме
снимаются сплошь мужики. Станислав Говорухин мирно отыграл орденоносного
Полкана. Александр Лыков, «ментовский» Казанова, согласился, что ему (по
сценарию) солдатики в «учебке», извините, член из пластита подсовывают.
Хорошо было «агенту национальной безопасности» Михаилу
Пореченкову - у него по части драк опыт большой. У Алексея Кравченко за плечами
строевая подготовка. А вот молодых актеров пришлось учить азам военной жизни.
Лучше всего они запоминали емкие выражения типа:
«Автомат - не девушка, возьми его пожестче»...
Играет
здесь сын Никиты Михалкова Артем. Живет, как все, в простеньком номере
гостиницы, хлебает щи из общего котла. И держится парой с Костей Крюковым,
племянником Бондарчука. Костя сейчас учится на юриста, а первая его профессия -
специалист по драгоценным камням.
- Чего вдруг в
кино? - спрашиваю.
- Семейное же дело. Федор
Сергеевич - дядька мой, и мама моя Елена Сергеевна Бондарчук - тоже актриса.
- Мне нужен крупный план Быстрова.
Снимаем сцену его убийства.
Алексея Кравченко
переодевают в специальный костюм - под гимнастерку просовывают презервативы,
наполненные составом, похожим на кровь, тянут проводки. Гример брызгает пот
(гель такой специальный) на лоб актеру.
Кравченко
шепчет костюмерам:
- Ребята, у меня штаны не
застегнуты.
- Ах, да-а... - Костюмеры устраняют
оплошность.
Пока устанавливают кинокамеру, спрашиваю
Алексея: какой фильм о войне ему больше всего близок?
-
«Иди и смотри» Элема Климова. Хотя, может, это нескромно, ведь я там играл.
Артисты с оружием залегают у камней. Бондарчук
показывает на гряду вдалеке:
- Все лупим туда. Только
меня не завалите!
Оглушительная стрельба холостыми.
- Вон он! - кричит Кравченко, показывая в сторону
гряды. Невидимые «духи» прошивают его спину в десяти местах, кровь - брызгами.
Актер бьется в конвульсиях.
- Все! Снято. С одного
дубля. - Бондарчук вылетает из палатки с просмотровыми мониторами. - Потрясающе!
Кравченко, ты мне должен ведро черешни.
Мы бы тоже от
черешни не отказались.
- Пусть
сравнивают. Я этого не боюсь. Я не могу не заниматься кино, эта профессия мне
очень нравится. И то, что «Свои» взял призы на МКФ, мне тоже очень нравится. И
то, что я получаю приз «Созвездие» Гильдии актеров за лучшую роль второго плана,
- тоже. И то, что я получаю ТЭФИ за «Кресло», мне тоже нравится.
Федор Бондарчук побрил
всю съемочную группу
Утром на съемочной площадке тихо. В скалах мирно растет чеснок, ползают ящерицы и главный художник Григорий Пушкин, который с лопатой хирургическими методами устраняет все признаки крымской природы в кадре. У гримвагенов режиссер с операторской группой делают зарядку. Рядом группа
костюмеров с особым остервенением втаптывает в грязь мусульманские робы, привезенные специально из Афганистана.
- Знаете, они неубиваемые, - просвещает нас Бондарчук. - По ним гусеницами танка можно проехать несколько раз - им ничего не будет.
- Федя, вы же режиссер - рискнете сами трюки выполнять или доверитесь дублеру?
- Какую-то часть - сам. Сегодня, например, придется скакать по горам. А еще будут посадки (пиротехнические приспособления, имитирующие попадание пули). На "Мужской работе" из-за
них меня сильно поцарапало камнями, а на "8 1/2 долларах" посадку неправильно закрепили, и меня отнесло на два метра назад.
- Не страшно?
- Страшно.
У Бондарчука здесь своя война - с актерами, операторами, администраторами. Периодически площадка оглашается трехэтажным матом. А следом - приступ восторга: Федя стремглав выбегает из палатки обнимать
только что расстрелянного Алексея Кравченко (капитан Быстров по сюжету погибает первым).
Расстреливают Кравченко спокойно: он профессионал и знает, как нужно умирать в кадре. А нужно два раза: вид спереди и сзади. Сложнее с "духами". Их играют каскадеры, которые умеют падать со скал. А когда ты падаешь со скалы - тебе не до актерства. Вот и приходится падать по нескольку раз, чтобы получилась картинка.
Самая большая батальная сцена будет сниматься в Феодосии. В ней примут участие 300 человек массовки, а также танки, несколько БТР, "Уралов" и "Градов". Часть техники не
вернется в часть. Удовольствие это, между прочим, стоит недешево: например, взрыв одного "Урала" обойдется группе где-то в $2000.
Актерам приходится терпеть многое - например, бегать по скалам под палящим солнцем при полной экипировке. Большинство из тех, кто занят на первых ролях, в
армии не служили.
- Можно автомат подержать? - спрашиваю у Артура Смольянинова, который ждет своего эпизода и бесцельно крутит оружие в руке.
- Держи, только на людей не направляй и палец на курке не держи. У нас такие правила - если их нарушать, Федя очень нервничает.
Правила на площадке суровые: сухой закон, кормежка - один раз в день, чуть получше солдатской. Впрочем, Артур признался, что пробовал разок солдатскую пищу ради интереса - плевался. А для солдатиков участие в съемках - праздник. И надо видеть, как их лица озаряются улыбками, когда Бондарчук матерится в мегафон:
своего чуют. Признают, значит.
фильма «Девятая рота»
Российский режиссер Федор Бондарчук на встрече с Главнокомандующим
Военно-Морскими Силами Вооруженных Сил Украины вице-адмиралом Игорем Князем
выразил благодарность украинским военным морякам за участие в съемках фильма о
войне в Афганистане «Девятая рота».
«Таких масштабных
батальных картин не снимали в странах СНГ уже лет 20, — отметил Федор Бондарчук.
— Но благодаря вашим офицерам и матросам мы смогли сделать все, что было
запланировано, не изменив ничего в сценарии».
Режиссер
сообщил, что премьерный показ картины, съемки которой на днях завершились в
Крыму, состоится через полгода в Москве. Федор Бондарчук пообещал лично приехать
в Севастополь и организовать в одном из кинотеатров города закрытый показ для
украинских военных моряков, участвовавших в съемках.
В
съемках фильма, которые проводились на полигоне войск береговой обороны ВМСУ на
Ангарском перевале и на полигоне Военно-Воздушных Сил «Чауда», были
задействованы 300 человек личного состава, 20 танков, бронетранспортеров и
боевых машин пехоты, системы залпового огня «Град», около 30 единиц
автомобильной техники, вертолеты и самолеты Военно-Морских, Военно-Воздушных Сил
и армейской авиации Сухопутных войск.
Одновременно со
съемками фильма подразделения войск береговой обороны провели тактико-строевые
занятия по оборонительной тематике, состоялись тактические учения реактивных
батарей с боевыми стрельбами, занятия по вождению бронетанковой и автомобильной
техники. Экипажи вертолетов и самолетов ВМС, ВВС и армейской авиации Сухопутных
войск отработали мероприятия боевой подготовки во взаимодействии с
подразделениями войск береговой обороны ВМС.
Художественный фильм «Девятая рота» — совместный проект украинского
телеканала «1+1» и российской компании «Слово». В основу картины положены
реальные события. Действия в фильме, сценарий к которому написал Юрий Коротков,
начинаются в 1987 году и заканчиваются выводом советских войск из Афганистана. В
фильме прослеживается судьба семерых молодых ребят из 9-й роты 345-го
Воздушно-десантного полка — полка «штрафников», в котором были собраны самые
отчаянные солдаты.
Практически весь фильм снят в Крыму.
Планируется, что на экраны картина «Девятая рота» выйдет к 9 мая 2005 года,
60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Позднее Юрием Коротковым был написан оригинальный сценарий, в основу которого легли подлинные события периода
вывода российских войск из Афганистана и судьба 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, бойцы которой были
удостоены множества высших наград Советского Союза.